Иногда они размораживаются
Эскалация конфликта вокруг Нагорного Карабаха достигла высшей точки после армяно-азербайджанской войны 1992–1994 гг. (см. статью на стр. 02). Вооруженные силы Азербайджана и непризнанной республики (поддерживаемой Арменией) массированно применили тяжелое вооружение и авиацию. Данные о потерях военнослужащих и жертвах среди мирного населения исчисляются десятками.
Резкое обострение вызвано прежде всего логикой противостояния: если конфликт не разрешается в течение десятилетий, периодические вспышки неизбежны. Азербайджан, который в 1994 г. потерял значительную часть территории и получил около миллиона беженцев, считает себя проигравшим. Баку периодически заявляет о готовности «решить проблему», чтобы поддержать имидж власти, которая заботится о своих гражданах и территориальной целостности страны. Сейчас в Азербайджане из-за падения цен на нефть углубились экономические и социальные проблемы, Карабах – удобное средство отвлечь от них, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.
VAHRAM BAGHDASARYAN / EPA / PHOTOLURE / Vostock photo
Позиции самопровозглашенной Республики Нагорный Карабах
1/4
VAHRAM BAGHDASARYAN / EPA / PHOTOLURE / Vostock photo
Армянские волонтеры на пункте сбора в Ереване
2/4
Hrayr Badalyan / PAN Photo via AP
Армянские волонтеры в Нагорном Карабахе
3/4
Hrayr Badalyan / PAN Photo via AP
Армянские волонтеры в Нагорном Карабахе
4/4
Внутренние стимулы подкрепляются внешними факторами. Противостояние между Москвой и Западом из-за Крыма и Донбасса позволяло предположить, что прежние механизмы поддержания мира и замораживания конфликтов, в том числе Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, ослаблены или не действуют. Противоречия между Москвой и Вашингтоном на международной арене, в том числе на постсоветском пространстве, стали для сторон конфликта сигналом, чтобы прощупать ситуацию и понять, где проходят новые «красные линии», отмечает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов.
Москва оказалась в сложной ситуации. Она заинтересована в дружбе с Ереваном и в лояльности Баку. Россия – ключевой гарант Бишкекских соглашений 1994 г. и одновременно поставщик вооружения для потенциальных противников. В 2010–2013 гг. Азербайджан закупил в нашей стране боевую технику на $4 млрд, Армения получила в феврале 2016 г. на те же цели заем в $200 млн. Ситуация, заметим, не уникальная: США поставляют вооружение одновременно Израилю и арабским странам, Индии и Пакистану. Но Россия – военный союзник Армении, и в случае разрастания конфликта высок риск втягивания российской армии в боевые действия.
Российские официальные лица сразу же заявили о необходимости прекратить боевые действия. Москве невыгоден новый виток противостояния, его затягивание приведет к усилению влияния Турции в Азербайджане, что может негативно сказаться и на ситуации в Дагестане. Москва и Вашингтон не заинтересованы в разрастании карабахского конфликта и готовы повлиять на его участников, отмечает Маркедонов.